Олег Кульдяев: автор народных песен
Мы с того момента подружились, и мне раскрылась еще одна грань таланта Олега Кульдяева. Ведь как автор множества душевных композиций, как поэт, музыкант и исполнитель Олег стал в Челябинске известен достаточно давно, еще в 1960‑е годы. Он тогда победил на Всесоюзном конкурсе военно-патриотической песни и стал обладателем премии «Орленок». И, между прочим, ещё в 1960 году Кульдяев представлял нашу область на Первом всероссийском съезде композиторов. А мне в 1996‑м Олег был невероятно интересен как талантливый публицист, у меня в газете «Танкоград» вышло четыре десятка его текстов: умных, острых, пронизанных любовью к людям и к Родине, полных искреннего непонимания тех печальных процессов, которые раздирали нашу страну в страшное десятилетие 1990‑х.
Олег Кульдяев был классическим советским человеком. Настоящим человеком. Патриотом. Убежденный коммунист, не предавший своих идеалов. При этом у него был критический ум, и многие вещи, происходившие с партией и комсомолом, он активно обсуждал, не приемля догмы. Но не предавал тех, кому поверил с детства. Романтику комсомольских строек Кульдяев сохранил в своем сердце на всю жизнь и щедро делился своим восприятием с публикой, даже когда тема причастия к ВЛКСМ вышла из моды, а подвиги комсомольцев на ДнепроГЭСе, Магнитке и БАМе подвергались сомнению и общественному порицанию.
Попробовали бы эти «порицатели» нелестно высказаться о комсомоле в лицо Олегу. Боялись! Спорить с Кульдяевым было интересно, но непросто. Как поэт он хорошо знал русский язык и особенно ряд весьма крепких слов и выражений. И в пылу дискуссии мог послать так жарко и умело, что одерживал победу ввиду замолкания собеседника. Но говорилось все это настолько искренне и от души, что на него никто не обижался.
Кульдяев подкупал широтой своей натуры и интересом ко всему, что происходило в стране. Какие-то события немедленно трогали его поэтические струны, и рождалась, например, ставшая очень известной песня «Шестая рота», посвященная трагическому бою подразделение псковской дивизии ВДВ в Чечне. Ему было уже семьдесят лет, когда Олег отправился на край земли российской – на Камчатку, знакомиться с моряками атомной подводной лодки «Челябинск», которая базировалась на Тихом океане. А те приняли его на ура, подводники-тихоокеанцы уже знали балладу челябинского автора-исполнителя про гибель подлодки «Курск» и жаждали увидеть ее сочинителя. Кульдяева обожали ветераны Великой Отечественной, ведь множество его песен не просто о войне и победе, а именно о биографиях тех героев, конкретных людей, не образов, которые эту победу добывали.
Эту приземленность и публицистический стиль песен Кульдяеву ставили в вину представители местной культурной «элиты». Они не желали замечать пронзительный лиризм текстов Кульдяева и сознательную простоту (чтобы любой мог сыграть) его музыки. Они не могли простить Олегу его искреннюю любовь к обычным людям: военным, металлургам, ветеринарам и просто завидовали той популярности, которой народ платил Кульдяеву взамен. Когда твою песню народ поет на гулянках, как это было, например, в случае с кульдяевской вещью «Над Вечерним Челябинском» – это высшее достижение для деятеля культуры. Абсолютное. Это истинный признак популярности. Именно зависть к такому достижению Кульдяева вызывала критику в его адрес тех, кто формально ругал Олега за приверженность коммунистическим идеям. Пена 1990‑х схлынула, крыть комсомол перестало быть модным и ушли те деятели культуры, которые так хотели заявить о себе на волне модной темы. А песни Олега Кульдяева остались. И кстати, настоящие профессионалы – народные и заслуженные артисты Галина Сбродова, Николай Глазков, Павел Калачев – с виду простые композиции Кульдяева с удовольствием исполняли.
Олега Кульдяева сейчас не хватает. Не хватает его твердого характера и жизнелюбия. Увы, самородки часто не рождаются. С нами только их песни.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»