Золотых дел мастер
– Михаил, расскажите, как и когда вы познакомились с ювелирным делом?
– Произошло это в не таком уж и далеком 2009 году абсолютно случайно. Я тогда сидел без работы. Ко мне в гости пришла знакомая и попросила съездить с ней к ювелирам в мастерскую для того, чтоб забрать какие-то украшения. Заняться было нечем, я и поехал. Там же ребята мне и предложили научиться этому мастерству. Я согласился. А после прямо затянуло. Часами просиживал в мастерской, кропотливо оттачивая изделия. Вообще, обучить профессии ювелира невозможно. Конечно, можно показать азы, технологию, но пока человек сам не почувствует, какой жесткости необходимо подавать пламя и как прогревается металл, у него ничего не получится. А все это приходит только с опытом.
– Помните ли вы свое первое украшение?
– Конечно, помню. Первое украшение - это ведь как первая любовь, как первый поцелуй. Та девушка, которая привела меня в мастерскую и стала моей первой заказчицей. Она попросила сделать ей браслет плетения «Бисмарк» из серебра. Я старался как мог, потому что боялся не оправдать оказанное доверие. С девушкой давно не виделись, поэтому даже не знаю, носит ли она еще этот браслет или нет.
– Сколько украшений вы сделали в своей жизни?
– С 2009 года я сделал уже более тысячи украшений. Бывали, конечно, случаи, когда мне самому не нравилось то, что я делал. В таких ситуациях, я всегда заставлял себя переделывать изделие до того момента, пока сам не буду доволен результатом. Я придерживаюсь такого правила: Если вещь нравится мне – понравится и заказчику.
– Что вас привлекает в ювелирном деле?
– Мне очень нравится своими собственными руками создавать шедевры. Самое интересное – это обработка камней. Красота изделия, созданного ювелиром, зависит от того, насколько искусно обработан драгоценный камень. А еще особенно приятно видеть довольные лица и открытые улыбки своих заказчиков. Ради этого все и делается.
– С какими материалами вы работаете?
– Я работаю только с драгоценными металлами, с золотом и серебром. Для работы, разумеется, использую и драгоценные камни, жемчуг.
– Как вы придумываете новые украшения, новые узоры?
– Когда человек приходит ко мне, он уже примерно понимает, чего хочет. Мы берем листочек и карандаш и вместе составляем точное представление о том, что будет за украшение, и как оно будет выглядеть. Конечно намного проще, когда заказчик уже приходит с эскизом и, тыкая в бумажку, говорит: «Мне надо именно это». Но такие встречаются не всегда.
– Из каких этапов состоит изготовление украшения?
– Заказчики приносят металл или украшения, которые им уже надоели, и просят сделать из этого что-то новое. Сначала я проверяю металл и узнаю, держит ли он пробу, после этого предлагаю заказчику выбрать по каталогам понравившееся изделие. Если он выбирает украшение в каталоге, то для его изготовления я буду применять литье. Если в изделии есть камни, то каждый камень мне нужно будет вставлять вручную в получившуюся форму и, если необходимо, припаять некоторые элементы отдельно. Заключительный этап моей работы - это полировка готового изделия войлоком и специальной пастой.
Но учтите, тут я вам рассказал про самые простые заказы. На самом деле, иногда над заказанным украшением приходится буквально ломать голову, вкладывать всю душу. Это действительно творческая работа.
– Что, по-вашему, самое главное в ювелирном деле?
– Плюсы в том, что если у ювелира есть свой круг заказчиков, то его работа неплохо оплачивается. К тому же, если получаешь от этой работы удовольствие, то она всегда будет в радость. Профессионал в своем деле должен, помимо художественного мастерства, в совершенстве владеть многими рабочими специальностями: быть отличным токарем, пайщиком, слесарем, шлифовщиком, лудильщиком, выполнять сложнейшие операции с миниатюрными деталями. Ведь он не только (а подчас и не столько!) художник, но и технический работник, производящий весьма сложные в изготовлении изделия из металлов и камня. Профессия ювелира, как никакая другая, требует особого терпения. Причём касается это не только самого процесса производства украшений. Необходимо чётко осознавать, что стать мастером-дизайнером или модельером получится не сразу.
Нужно набраться опыта на производстве в качестве монтировщика и запастись оригинальными идеями, только тогда вы откроете для себя путь к этим вершинам.
Кроме этого, ювелир должен обладать высокой координацией кистей и пальцев, умением концентрировать внимание, развитой тактильной чувствительностью, хорошим глазомером, художественным вкусом. Осваивать профессию рекомендуется людям усидчивым, терпеливым, аккуратным, внимательным.
– Чего вы хотели бы добиться в жизни?
– Я планирую не изменять своим принципам и следовать выбранному мною пути. Очень хотелось бы открыть свою собственную, так сказать именную, ювелирную мастерскую.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»