Меню

Открываем в себе поэта

23.03.2016 16:08 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«Нельзя научить писать стихи, но поэта можно в себе открыть», - убеждена известная челябинская поэтесса и педагог Нина Ягодинцева. Этот свой постулат она подтвердила в детской библиотеке №12 на мастер-классе с четвероклашками из 41-й школы.
Открываем в себе поэта


Рифмобол на параде слов

Поэтический урок совсем не походил на скучные занятия в школе.

- Ну-ка, какие мы знаем игры с мячом? – загадочно вопрошает Нина Александровна.

- Футбол, волейбол, бейсбол, - слышится в ответ не очень уверенно.

- Правильно, - подбадривает учитель. – А я вам предлагаю сыграть в рифмобол.

Малыши недоуменно переглядываются и чешут в затылках.

- Все очень просто, - успокаивает ведущая. - Для футбола нужен мячик и ноги. Для волейбола - мячик и руки. А для рифмобола – воздушный шарик, руки и голова! Тот, кто бросает шарик, называет слово. Поймал – назови рифму к этому слову! Попробуем?

Любовь-морковь, аптека-ипотека, картошка-….. морошка! Ах, оказалось, не так-то просто мгновенно подобрать рифму, но дети очень старались.

Игра в рифму продолжилась во время «воздушного боя». Ребята ловили бумажные самолётики, на их крыльях записывали разные слова, и самолетики летели соперникам, которые, в свою очередь, придумывали к ним рифмы.

Рифмы разные нужны, рифмы разные важны! Это уяснили, но рифма – это не единственное, что делает стихи стихами. Не менее важен ритм. Чтобы его почувствовать устроили целый «парад слов». Каждой команде предлагалась поэтическая строчка. После короткой самостоятельной репетиции дети должны были проскандировать ее и хлопками в ладошки отбить ритм. Одной команде досталась строчка «Стаи белых мотыльков / Опустились с облаков» другой - «Маленькой ёлочке радостно весной». Обе команды с заданием справились блестяще и поймали этот самый ритм.

- А ещё поэты любят всё со всем сравнивать, – продолжает Нина Александровна. – Ну, например, двойка в дневнике – как горькая таблетка. Солнце в окошке – как румяный блинчик! И тут же предлагает детям пофантазировать на тему «На что похожа весна по цвету, запаху, вкусу, звуку, настроению? С каким зверьком, цветком, фруктом, овощем и каким человеком она ассоциируется?». У ребят весна по цвету оказалась и серая, и солнечная, и зеленая, и голубая, похожая на лису, морковь и апельсин.

В финале встречи участники решили попробовать сочинить собственные стихи и записать их на вырезанных из цветной бумаги фигурках – деревьях, домиках, облаках, ракетах, зверушках. А потом начали читать. Чего тут только не блыо! Чьи-то творения напоминали японские хокку, кто-то успел написать целую стихотворную историю о том, как наши хоккеисты победили канадцев, но большинство стихов были о весне: «Лужи, слякоть, снег и сырость - это все весна» (Арина); «Весна, весна, как воздух чист» (Самвел), «А за окном я слышу весну, И я катаюсь на велике, И мне хорошо весной» (Ярослав), «Я слышу звук дождя и Шелест листьев за окном. «А что это?» - Спросит меня сын. А я отвечу: «Весна» (Михаил).

Стихи с удовольствием

- Ну и кто же оказался победителем? – пытаю заведующую библиотекой.

- Да разве это важно? – улыбается Ирина Петрова. – Все молодцы. Удалось главное – побудить детей к творчеству и сделать так, чтобы они получили от этого занятия удовольствие.

- Конечный результат здесь – способность ребенка мыслить образно, целостно, умение выражать мысли точно и гармонично. На это нацелены принципы и приемы творческих уроков, - считает Нина Ягодинцева.

Прощались тепло: ребята дружно благодарили поэтического наставника, а преподаватель призналась, что и не подозревала о литературных талантах своих учеников.

- Ну а дальше что? – киваю вслед уходящим школьникам. – Понимание есть, но навык надо тренировать, развивать.

- Правильно, - соглашается Ирина Георгиевна. - У Нины Александровны только что вышел из печати сборник «Игровые формы литературно-творческой работы с детьми». Библиотека его приобрела и теперь сможет самостоятельно проводить творческие уроки-игры.

Это существенно продвинет вперед учебную практику: хотя Нина Александровна давно и плотно сотрудничает с детской библиотекой №12, но помощники всегда нужны. Нина Ягодинцева много лет руководит детской студией «Апельсин» в школе № 26 и молодёжной литературной мастерской «Взлётная полоса» местного института культуры. Плюс периодически проводит многочисленные встречи и мастер-классы, а еще успевает руководить творческими семинарами молодых литераторов в Омске, Красноярске, Барнауле. Два десятка ее учеников стали членами Союза писателей России, почти столько же – студентами Литературного института в Москве.

- А благодаря новой книжке, думаю, их число заметно пополнится, - уверена завбиблиотекой.

Детская библиотека №12 г. Челябинска уже не первый год сотрудничает с поэтом Ниной Ягодинцевой. Здесь периодически проходят встречи, мастер-классы, вместе с Ниной Александровной библиотека открывала Год литературы. В залах была оборудована выставка фотоэтюдов Ягодинцевой и прошла презентация ее диска «Невода. Стихи под гитару». И на всемирный день поэтесса частенько заглядывает в библиотечные залы.