Меню

Станислав БЕРЕЖНОВ:«Джаз — самое стабильное, что у меня есть в жизни»

29.06.2012 16:45 51 (11561)


Как-то так повелось еще со времен советского прошлого, что Урал считался всероссийской кузницей, а Южный Урал — еще и всероссийской кузницей джазовых музыкантов. Южноуральских джазменов знают, без преувеличения, во всем мире. В июне один из патриархов челябинского джаза Станислав Бережнов отметил юбилей.

История его жизни в чем-то напоминает сказку про Золушку. Родился Станислав Бережнов в небольшом рабочем поселке под Копейском. Никакой музыкальной школы не заканчивал, но в музыкальное училище его взяли благодаря почти виртуозной игре по слуху на аккордеоне. И в Свердловскую консерваторию с ходу поступил, правда, учиться не стал — предпочел путешествовать с гастролями. За свою творческую карьеру намотал не одну тысячу километров, работал в разных коллективах, в том числе в оркестре у знаменитого земляка Анатолия Кролла.

Станислав Бережнов — джазовый музыкант, в разные годы руководитель, пианист, аранжировщик нескольких коллективов: объединения музыкальных ансамблей г. Сочи, в Челябинске руководил оркестрами Дворца культуры ЧТПЗ, Дворца спорта «Юность», ДК ПО «Полет», Дворца культуры железнодорожников. На сегодняшний день руководитель и дирижер биг-бенда «Джаз-академия».

— У меня дважды была возможность остаться в Москве, дважды я мог остаться в Ленинграде, одна возможность — в Сочи и одна — в Ялте. Я эти предложения принципиально не использовал, потому что я люблю Челябинск. Прирос к нему всей душой. Помню, работали в Штатах, так я на седьмой день заскулил — хотел именно в Челябинск.

Этому городу он отдал все свои силы и талант. Здесь он создал сразу несколько джазовых коллективов, последний из которых — биг-бенд — прославил наш город на всю страну.

Времена и нравы

— Станислав Васильевич, говорят, в советское время джаз не очень-то жаловали. Это с той поры известна избитая фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»…

— А еще было выражение «От саксофона до ножа — один шаг», — подхватывает юбиляр. — Было дело. Еще в школе, когда мы с ансамблем сыграли что-то такое, подошел директор школы, закрыл занавес на третьей композиции, а нас вызвал в кабинет и дал такого раздолбона за то, что мы играем чуждую советскому человеку музыку под названием «джаз». Однако, по большому счету, особого пресса я на себе не испытывал. Самое страшное при коммунистах было для меня, когда они учили аранжировать. Говорили что и как, что тематика должна быть партийная, советская, на крайний случай — лирическая, и прочее-прочее. Но не так, чтобы делал поменьше синкоп или еще чего. В хрущевскую оттепель джаз вроде не запрещали, но и не поддерживали, отдавали на откуп — выкручивайся как можешь. В 61-м пришли в филармонию, прослушались. Сказали: «Все хорошо. Ждите. Нам понравилось, как вы играете». До сих пор ждем.

— Сегодня в отношении джаза ситуация поменялась в лучшую сторону?

— Как сказать… Почти такая же. В сегодняшнее время никто ничего не запрещает, но помощь по-прежнему нужна. Джазовая музыка по своей природе очень специфична, у нас есть своя публика, но, чтобы себя обеспечивать, нам нужны не сотни, а тысячи слушателей. Материальная поддержка необходима, чтобы музыканты могли не думать о том, как жить завтра, как прокормиться, а спокойно заниматься творчеством. Тем более что наш оркестр числится в восьмерке лучших российских профессиональных коллективов.

Рок-н-ролл для бабы-яги

Большой праздничный концерт, посвященный юбилею заслуженного артиста России Станислава Бережнова, на сцене концертного зала Южно-Уральского института искусств собрал лучших представителей челябинского джаза, эстрады и даже классиков жанра. В честь юбилея Станислав Васильевич решил тряхнуть стариной и предстал в редком для поклонников исполнительском амплуа — сыграл на мелодике на пару с оркестром «Классика». Кстати, это не единственный инструмент, которым владеет музыкант, — в его активе также аккордеон и фортепиано — и далеко не единственный талант. Дирижер, аранжировщик, исполнитель, педагог, организатор плюс композиторские способности, благодаря которым в свое время Бережнов сочинил музыку к спектаклям Камерного и кукольного театров.

— А для театра сочиняли тоже в джазовой манере?

— Нет, там прежде всего нужно учитывать то, что требует сценарий, например, сказки «Маленькая баба-яга» или «Три поросенка». Какой уж тут джаз, но не скрою, все-таки элементы использовал. Однако это не основная моя деятельность, я не композитор, — машет рукой Станислав Васильевич. — И всегда говорю, что я человек, который пишет музыку, когда в этом есть необходимость.

А вот по части аранжировок он многим даст фору. В послужном списке юбиляра их около двух тысяч. Они звучали по всей стране, их с удовольствием брали Анатолий Кролл и Юрий Саульский со своими оркестрами, Санкт-петербургский джаз-бенд, «Уральский диксиленд» Игоря Бурко.

Незаменимые... есть

Однако лишь оркестровой деятельностью талант юбиляра не ограничивается.

Свой опыт и навыки музыкант старается передать молодому поколению и воспитал уже десятки музыкантов, которые ныне работают в оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

— Как распределяются приоритеты? Что подразумевается под «первым номером»: аранжировщик, дирижер, педагог…

— Сегодня я педагог, завтра дирижер, потом аранжировщик, это по степени необходимости, — пожимает плечами Бережнов. — Одно скажу: если я почувствовал, что у меня нет сегодня к аранжировке настроения, я за нотную бумагу не берусь. Аранжировка, конечно, получится нормальная, но не будет основного — полета фантазии. Для меня это очень важно.


«Если есть в городе биг-бенд, значит, город состоялся, он музыкальный, джазовый город. Я не знаю, на каком энтузиазме Стас вообще держит коллектив: ребята собираются, приходят с разных концов — тут и из армии есть, и из оперного театра, причем разноплановые, но нужно всех соединить так, чтобы они играли джаз. Это очень сложно. Я считаю, что Стасу нужно памятник за это поставить».

Игорь Бурко, руководитель «Уральского диксиленда»


— Работая с молодежью, кого-то уже присмотрели как подрастающую смену?

— Есть хорошие ребята, но я вынужден констатировать, что их стало меньше, нежели в наше время. Страна такая стала, музыка не престижна, на ней не заработаешь, значит, все идут в экономисты, юристы, аудиторы, адвокаты и прочие. И я об этом говорю с большим сожалением. Мы сейчас учим людей, которых раньше бы на учебу не приняли. А перспективные музыканты уезжают в столицу, с этим ничего не сделаешь. Игорь Бурко — немолодой человек, я — не совсем молодой человек, на нас пока все держится. Но достойной замены я не вижу.

Любовь навсегда

— Для меня лично он интересен не только как музыкант, но и как человек, который всегда даст дельный совет, поможет в решении каких-то вопросов, в том числе и бытовых... — Пока публика неистовствовала в зале, мы успеваем перемолвиться парой фраз с Валерием Сундаревым.

— А говорят, что как раз характер-то у Бережнова непростой, даже очень, — стараюсь ввернуть журналистскую «шпильку».

— У большинства талантливых людей характер не отличается мягкостью и покладистостью, но Стас, на мой взгляд, отличается тем, что, несмотря на определенные сложности характера, использует их в каких-то крайне необходимых моментах.

Краем глаза замечаю, что в холле шушукаются музыканты. Заметив знакомое лицо, направляюсь к музыкальной стайке.

— Что это вы тут прячете?

— Подарок для Бережнова, — оглядывается Адик Абдурахманов, дирижер камерного оркестра «Классика». С удовольствием демонстрирует веселенькое панно с огромной рыбиной в центре и поясняет: — Он ведь у нас заядлый рыбак, весь город знает. Хотя, если честно, я не могу себе представить, как он может часов по пять сидеть, не двигаясь, не махая руками, и удить рыбу.

— Как человек увлекающийся, если он увлекается, то серьезно, — поддакивает Валерий. — Как любой рыбак и настоящий охотник, любит показывать, рассказывать, вес называть.

Судя по всему, на рыбалке Бережнов, как и в джазе, тоже дока. Как говорится, талантливый человек талантлив во многом. Но, безусловно, первым и главным делом его жизни был и остается «тот самый джаз».

— Это та самая константа. Самое стабильное, что у меня есть в жизни, — это любовь к джазу.

Фото с сайта uralpress.ru