Меню

Человек-эпоха

29.02.2012 14:38 16 (11526)

«Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю»

Наверное, фраза, вынесенная в заголовок, лучше всего характеризует Александра Аменда. Не для себя, всё — ради общего дела, ради блага школьников, студентов, педагогов и преподавателей. Человек удивительной энергии, целеустремленности, душевной широты — фигуры такого масштаба будут ли появляться в современной России? 18 февраля Александра Филипповича Аменда, долгие годы бывшего проректором, а потом и ректором педагогического университета, не стало. Каким он запомнился своим соратникам и коллегам?

— Мы изучали и изучаем опыт педагогов-новаторов: Ильина, Караковского, Никитина, Шаталова, а каким новатором являлся Александр Филиппович, не все знают, — рассказывает директор музейного комплекса ЧГПУ Нина Вахрушева. — Созидатель — его главное качество. Оно проявлялось на всех этапах его деятельности: молодой директор 80-й школы за два года успел сделать пристрой к школе, разместив там мастерские, спортзал и дополнительные классы. В школе-интернате создал детский завод, выпускающий мебель, организовал свиноферму и посадил фруктовый сад на трех гектарах. Когда Александр Филиппович возглавлял Советский районный отдел народного образования, он построил три школы и новые корпуса к ним, около 20 детских садов. В ЧГПУ была построена вставка между главным корпусом и корпусом факультета иностранных языков, первое общежитие было преобразовано в учебный корпус; открыта оранжерея и так далее. Но главным, где бы он ни работал, было создание особого климата, атмосферы творчества и оптимизма. Это человек, которому были интересны и близки заботы студентов и ветеранов, преподавателей и сотрудников, выпускников разных лет.

Вехи жизненного пути:

директор школы-интерната № 9 (1962 — 1965).

Цветущий сад за ночь

О педагогической деятельности Александра Филипповича в школе-интернате можно было бы написать поэму — жаль, что нет времени. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть его организаторский талант, умение создать обстановку творчества и радости.

Однажды выдалась очень теплая, даже жаркая осень. Зацвели второй раз деревья и кустарники. И вот в один из дней, рано утром, только занялся рассвет — трубит горн. Все поднимаются, бегут к парадному крыльцу, где у нас проходили обычно линейки в теплое время года. Каково же было наше удивление: прямо перед зданием школы появился цветущий сад — яблоки в розовом цвету, вишня, смородина! Это была сказка, а волшебниками в этой сказке были Александр Филиппович и мужская часть ребят и сотрудников. За одну ночь посадить такой сад! Как бережно ребятишки ухаживали за деревьями! Ни одно дерево у нас не погибло, как и наши дети — выпускники интерната. Мы анализировали с педагогами: все наши ребятки устроились в жизни, выбрали правильный путь, потому что дорожку освещал им добрым светом надежды мудрый Учитель — Александр Филиппович.

Доктор педагогических наук Римма Литвак.

заведующий отделом народного образования Советского района (1965 — 1969).

Выговор за доброе дело

Значительная часть школьных зданий относилась к довоенным и послевоенным постройкам, поэтому к 1965 году они обветшали. Проекты, по которым были построены школы, не включали помещения для столовых, мастерских, спортивных залов, библиотек... На район на год выделялось 200 000 рублей, деньги и по тем меркам незначительные. А проблемы вечные: крыши, трубы, фундаменты.

Вопрос в райисполкоме и райкоме партии решался следующим образом. Александр Филиппович обращался с просьбой: «Нужно срочно отремонтировать. Разрешить сделать перерасход?» Ему отвечали: «Разрешаем, но предупреждаем, что получите строгий выговор».


Шесть лет пребывания Александра Аменда на посту ректора педагогического института стали для вуза временем кардинальных перемен:

  • произошла реорганизация института в университет;
  • созданы факультет информатики, институт дополнительных творческих педагогических профессий, типографии, музей истории образования Челябинской области;
  • начата подготовка по новым специальностям: биология и психология, химия и английский язык, английский язык и информатика, логопедия и другие.


В результате за пять лет работы заведующим районо было получено значительное число строгих выговоров, но сделан капитальный ремонт всех образовательных учреждений, проведена реконструкция старых зданий.

Кандидат педагогических наук Наталья Терехина

первый заместитель заведующего облоно (1969 — 1978)

Бунтовщик с душой артиста

Разве можно забыть «бунт» воспитанников спецшколы для малолетних правонарушителей, которую мы с Александром Филипповичем перевезли из Лазурненского сов-хоза Красноармейского района в Челябинск. В спальном отделении школы были выбиты оконные стекла, разобраны кровати, из спинок которых вырваны дуги как орудие драки и защиты. Серьезных причин «путча» так и не было установлено. Повод был в том, что руководство школы не продумало режим воскресного дня и занятость детей в свободное время.

Организатором случившейся акции стал очень интересный подросток, звали его Сашок. Порядок с ходом в школу руководителей народного образования города и органов милиции был уже частично восстановлен. Был разыскан и Сашок, который с тремя другими активными организаторами забаррикадировался в одной из спален, вооружившись стальными дугами. На переговоры был делегирован Аменд. И конечно, с поручением он справился мирно. Забыть этот случай я не могу еще и потому, что Сашок был мальчик нелегкой судьбы, и сложно было справедливо оценить его поступок. Ошибиться в оценках мы могли очень легко. Подросток пришел на встречу с нами таким жалким, с зареванным лицом. Весь его внешний облик, переполненные слезами глаза свидетельствовали о раскаянии в случившемся.

И тот же подросток очень скоро предстал перед нами неожиданно совсем в другом виде. Во Дворце пионеров на Алом поле планировался заключительный этап смотра самодеятельности учеников школ области. Именно Александр Филиппович внес предложение и отстоял включение Саши в программу смотра учащихся спецшколы. И нужно было видеть и слышать, как тот самый Сашок пел «Белый аист летит...» А каким было его лицо, когда уже в спецшколе в сопровождении оркестра он пел «День Победы»! Я не стыдилась слез, а Аменд был бледнее того Аменда, которому в Кизильской районной больнице я неотложно вскрывала панариций. Разве такое забывается?

Римма Алексеева
(с 1969 по 1982 год — заместитель председателя Челябинского облисполкома по социальным вопросам).

первый проректор ЧГПИ (1978 — 1994)

Тяга к знанию оправдывает прогулы

Неформальное знакомство с Александром Филипповичем произошло в Москве в 1986 году. Весна всегда зовет к путешествию, тем более студентов-второкурсников восемнадцати лет в преддверии службы в армии. Вчетвером мы решили слетать в Москву, на месте применить знания, полученные на вспомогательных исторических дисциплинах, посетить театры и музеи. Для этого подзаработали денег на ночной разгрузке вагонов, сдали донорскую кровь (для оправдания отсутствия на занятиях) и улетели в Москву. Каково же было наше удивление, когда мы встретили на Красной площади, а затем и в самолете на обратном пути Александра Филипповича — главного человека в институте, который самым жестким способом контролировал посещаемость учебных занятий! Однако наши страхи развеялись, когда в течение полета мы живо обсуждали увиденное в этой поездке, а Аменд искренне смеялся над нашей конспирацией. Впоследствии при встрече часто спрашивал нас о новых идеях поездок, ведь у нас начались курсы по зарубежной истории.

Начальник управления образования Копейска Александр Тутатчиков

ректор ЧГПУ (1994 — 2000)

Людей нельзя оскорблять

Когда чуть не вся страна сидела без зарплаты, нам ее платили вовремя. И беспроцентные ссуды люди получали, и выдавались деньги на то, чтобы собрать ребенка в школу, чтобы оплатить дорогие лекарства... А времечко было лихое. В наш вуз привозили по низким ценам продукты, когда полки магазинов были пусты, выплачивали премии и даже «тринадцатую» зарплату. А сколько квартир «выбил» Александр Филиппович для преподавателей и сотрудников, мест в детских садах для ребятишек студентов! Вспоминая те нелегкие годы, я думаю о том, что настоящим руководителем становишься только тогда, когда любишь людей и радеешь за них. Не на словах, не с трибуны, а на деле.


Александр Аменд: «Руководитель не состоится, если он не любит учащихся, студентов, преподавателей, если он не любит свое учреждение и свою работу. Если не уважает людей и не заботится о них. Если всего этого нет, он — временщик, и, по существу, не руководитель».


Демократизм — плоть от плоти его натуры. Он считал неудачным любое заседание, любую встречу, собрание, если на них никто не выступил, не высказал критических замечаний, не предложил что-то новое; всегда говорил: «Значит, мы что-то делаем не так!» Он ежегодно встречался с полным составом всех кафедр университета, где выступал каждый член кафедры! Ни одна такая встреча не оканчивалась безрезультатно: меры принимались всегда!

Я многому научилась у Александра Филипповича. Как-то, на заре моей административной «эпопеи», он сказал: «Никогда не оскорбляйте, не топчите людей, да еще публично. От этого толку не будет. Совершайте поступки. И хвалите людей, отмечайте самый малый их успех. И тогда они пойдут за вами, горы свернут». Для меня это как наказ на всю жизнь.

Декан филологического факультета ЧГПУ Антонина Чередниченко


Последние полтора года своей жизни Александр Аменд провел в подготовке уникального шеститомного научно-популярного издания «Наша новая школа — путь к культуре граждан и развитию общества». Шеститомник представляет собой сборник статей ведущих ученых, педагогов, методистов Челябинской области. В него включены не только последние научные, но и практические разработки и рекомендации по воплощению в жизнь образовательной инициативы президента Медведева. Авторский коллектив сборника подал документы на получение премии Правительства РФ за 2011 год.

— Александр Филиппович уже болел, это был январь-февраль, и очень переживал, что его научная школа прервется, хотел, чтобы по-прежнему проводились олимпиады аспирантов по педагогическим наукам, — рассказывает ученик Аменда, завкафедрой экономики, управления и права ЧГПУ Артем Саламатов. — Мы, конечно, все его начинания продолжим. Олимпиада обычно и начиналась 18 февраля, и так получилось, что Александр Филиппович скончался в этот день... Перенесем ее на начало апреля и проведем в память о нем. Его все очень любили, считали родным, членом семьи. И он относился к людям также.

 

<


Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»