Меню

Дворянские «гнезда» Южного Урала

27.05.2011 16:37 41 (11448)


Таких многоэтажных вельможных усадеб, построенных в XIX веке и сохранившихся до наших дней, на территории нынешней Челябинской области всего две. Так называемый «Белый дом» заводчиков Демидовых, а затем Расторгуевых в Кыштыме, и загородный дом князей Белосельских-Белозерских, владельцев Катавских и Юрюзанского заводов.

Строительство этих двух усадеб началось примерно в одно и то же время — в начале XIX века.

Сын основателя династии заводчиков Никиты Демидовича Антуфьева, Никита Никитович, приобрел у башкир место на реке Кыштымке, и к 1857 году уже были построены два завода и поселок. Одновременно у заводского забора возводился и усадебный дом, соответствующий вкусам уральской дворянской семьи.

Сначала на возвышении у заводского пруда был поставлен деревянный дом, вместо которого позднее появился двухэтажный каменный особняк, как указано в путеводителе, с центрально-осевой композицией, службами, оградой на высоком цоколе и белыми воротами. Вокруг дома разбили парк с садом и оранжереей. Был устроен спуск к пруду, где соорудили причал для прогулочных лодок.

В 1809 году Демидовы продали свою кыштымскую усадьбу купцу первой гильдии Льву Расторгуеву. В 1823 — 1824 годах (уже после смерти купца) его дочери перестроили дом в стиле классицизма. Он стал трехэтажным, над средней частью здания поднялся вверх мезонин.

Фасад усадьбы был отштукатурен и покрашен в белый цвет. С тех пор кыштымскую «фазенду» Демидовых-Расторгуевых прозвали «Белый дом». В настоящий момент у особняка даже в тех местах, где не отлетела штукатурка, грязно-серый цвет. Во многих местах выступает кирпичная кладка.

Бесследно исчезло и чугунное литье, которым был декорирован фасад здания. В парке сохранилась лишь чугунная «миска» фонтана. Ныне к юбилею Кыштыма (в будущем году ему исполнится 255 лет) ускоренными темпами ведется реконструкция «Белого дома». В приусадебном парке прошли апрельские субботники, и теперь в нем идеально чисто.


Из истории вопроса

Еще во время правления Петра I в провинции появилось такое понятие, как «усадьба». В средней полосе России усадьбы представляли собой имения, основанные на доходах от сельского хозяйства. В отличие от них уральские усадьбы возводились как часть завода, одновременно с ним и неподалеку от него.

Обычно в столицах Российской империи дворцы крупных вельмож строились по проектам именитых, как правило, иностранных архитекторов (такова усадьба князей Белосельских-Белозерских на Васильевском острове в Санкт-Петербурге). Помещичьи же усадьбы возводились силами и умом крепостных мастеров. Проекты типовых фасадов барских «фазенд» местные зодчие «переписывали» с иностранных чертежей по своему вкусу, внося местный колорит, простоту и, что называется, русскую душу.

Для архитектуры Южного Урала само понятие «усадьба» является чуждым. Но тем не менее пара дворянских загородных домов есть и у нас. Речь идет об усадьбах именитых уральских заводчиков Демидовых в Кыштыме и князей Белосельских-Белозерских в Усть-Катаве.


Как у нас оказались князья Белосельские-Белозерские?

Внучка одного из основателей Усть-Катавского и Юрюзань-Ивановского заводов Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая вышла замуж за князя. После заключения брака ее муж, Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, стал крупным уральским промышленником, получив в собственность два южноуральских завода.

В 1820-м в Катав-Ивановске появилось первое каменное здание — дом-усадьба Белосельских-Белозерских, архитектор которого неизвестен, но, учитывая тягу князей ко всему европейскому, был он именно из тех краев. Двухэтажный особняк построили по канонам классической архитектуры. Рядом с усадьбой разбили парк с двумя въездными аллеями и цветниками. Одной стороной парк спускается к реке Катав. Всюду было каслинское и кусинское литье.


Это интересно

Периодически то тут, то там неподалеку от кыштымской усадьбы Демидовых появляются провалы. Грунт на довольно-таки больших участках проседает, открываются ямы. Все говорит о том, что легендарный подземный ход, ведущий от усадьбы к заводу, к сторожевым башням на входе в сад, либо в сторону пристани, все-таки существует на самом деле. Одна спелеостологическая (наука, изучающая искусственные подземные полости) экспедиция, и тайна подземелья была бы раскрыта! Но, видимо, пока не до этого…