Каслинская песня чугуна
Художественная обработка поделочного, полудрагоценного и драгоценного камня, златоустовское оружие, а впоследствии — гравюра на стали ну и, конечно же, каслинское художественное литье навечно вошли в мировую коллекцию народных художественных промыслов.
В 1747 году на берегу озера Большие Касли началось строительство чугуноплавильного и железоделательного завода. Место для него было выбрано идеально — леса, богатые строительными сортами древесины, близость железных рудников… Кроме того, неподалеку от Больших Каслей проходила так называемая Казанская тропа — нелегальная дорога, по которой хитрые купцы везли товары из Тобольска через Уральские горы в обход Верхотурской таможни. И Касли заняли главенствующую позицию на тропе.
Основал завод тульский купец Яков Коробков. Как свидетельствуют старинные документы, землю он приобрел у башкирского старшины за 150 рублей. Деньги это были нешуточные, но не такие уж и умопомрачительные для торгового человека. Под заводскую дачу Коробкову нарезали 250 тысяч десятин на речке Кургулак, вытекающей из Больших Каслей. Нагнали мужиков, запрудили речку, начали строительство. В 1749 году завод был пущен и за месяц дал шесть тысяч пудов железа (кроме чугунного литья). Рядом с рабочими цехами вырос поселок с населением в 600 душ.
Однако в 1751 году в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой Коробков продал Каслинский завод статскому советнику Никите Демидову. Окрепшая на Урале и набирающая обороты промышленная империя Демидовых, говоря современным языком, подмяла под себя производственные мощности на речке Кургулак. При Демидовых завод был окончательно достроен, в год он давал до 130 тысяч пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо. В Каслях проживало уже две с половиной тысячи крепостных. И в 1809 году «империя» распрощалась с заводом за 700 тысяч рублей. Новым хозяином в Кыштымском округе, куда относились и Касли, стал Лев Расторгуев. В ту пору на будущей родине каслинского художественного литья в больших количествах отливались казаны, котлы, утюги, чаши и рукомойники. В 1823 году управляющим на заводах в округе стал небезызвестный Григорий Зотов («кыштымский зверь», прославившийся истязанием и убийствами работных людей). Историки утверждают, что именно он внедрил на Каслинском заводе технологию художественного литья. Образцы Зотов привез после поездки в Пруссию, где он посетил многие мастерские.
* * *
Расцвет художественного литья в Каслях пришелся на 1890 — 1900 годы. В одном из своих очерков Павел Бажов писал: «На многих уральских заводах пытались заниматься художественным литьем, но каслинские мастера держали высокую марку».
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на свои изделия клеймо с государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду — Большую золотую медаль.
Не лишним знать фамилии именитых каслинских скульпторов Канаева, Баха, Клодта и, конечно же, самородка-самоучку Торокина. Его знаменитая «Старуха с прялкой» (модель 1890 года, отливка 1905-го) выставляется в Каслинском историко-художественном музее (ул. Советская, 38). Кстати, именно этой статуэтке посвящен бажовский сказ «Чугунная бабушка». А в музее также экспонируются ставшие знаменитыми на весь мир статуи «Иисус Христос» (модель XIX века, отливка 2000 года), «Россия» (1895 — 1995) и «Ермак» (XIX век, 1967).
Кроме того, оказавшись в Каслях, стоит посетить художественное училище № 18 (поселок Лобашова, ул. 8 Марта, 50), в котором с 1807 года заводских рабочих обучали лепке, формовке и другим приемам художественного литья, а также дом-музей скульптора А.В. Чиркина (ул. Памяти 1905 года, 86).
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В эпоху Петра I Центральный и Южный Урал благодаря богатству своих недр оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию. Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России.
Указ Петра I от 1719 г. разрешал «…всем и каждому, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так на чужих землях, искать, плавить и чистить всякие металлы и минералы». Он же освобождал заводчиков и мастеровых от государственных налогов и рекрутчины, а их дома — от постоя войск, гарантировал наследование собственности на заводы и ограждал заводовладельцев от вмешательства в их дела местных властей. Как верховный собственник полезных ископаемых, государство за объявленную «горную свободу» облагало заводчиков десятиной с выпускаемой продукции.
Именно с этого времени также начинают зарождаться знаменитые высокохудожественные народные уральские промыслы, в основе своей содержащие разно-образные природные богатства, которыми так щедро наделен седой Урал. Пришедшие на Урал как со всей России, так и с иноземщины мастеровые и работные люди принесли свое умение, которое, как нигде в другом месте, концентрированно, с применением исключительно местных природных материалов, получило дальнейшее многовековое развитие и всемирное признание.
Владислав ВЕРИГО
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»