Профессия — волшебник
Воздушная гимнастка крутит сальто в свободном полете, жонглеры ловко манипулируют блестящими шарами, балансируя на одном колесе, факир глотает ножи, а веселые обезьянки выстраивают пирамиду. Самый настоящий цирк. Только в кукольном театре.
Фестиваль «Ковчег», стартовавший в нашем городе в выходные, продолжает поражать неискушенного челябинского зрителя. В рамках форума публика познакомилась с уникальным видом куклы — трюковой марионеткой. Виктор Антонов из Санкт-Петербурга представил спектакль «Цирк на нитях». С этой программой кукловод вот уже более 15 лет гастролирует по всему миру. Заграничная пресса именует его не иначе как «гениальный мастер-кукольник».
Новый Папа Карло
Полный зал ребятишек от мала до велика с десятком затесавшихся взрослых с неослабевающим вниманием и восторгом следят за настоящим волшебством, происходящим на сцене. В воспаленном журналистском мозгу стучит лишь один вопрос: «Как?!» Традиционно искусство марионеток считается самым сложным в кукольном театре, а тут и вовсе высший пилотаж — трюковые марионетки.
— Сейчас кукольного цирка в России нет, — признается мастер-кукловод, актер и режиссер собственного шоу Виктор Антонов. — А вот в конце XIX — начале XX века это направление было весьма популярно. У Зайцева, например, был широко известный цирк марионеток. В Европе же это искусство по-прежнему существует, например, в театре Домини, который некогда, собственно, и создал образец европейского кукольного цирка.
Изучив опыт предшественников, Антонов через некоторое время понял, что просто копировать даже талантливые образцы ему неинтересно. И решил работать по-своему. Благо мастер он, что называется, от бога. Сам кукол изготавливает, сам придумывает с ними трюки и сам их исполняет. Сейчас в его коллекции более дюжины марионеток. В большинстве случаев куклы имеют лишь с десяток нитей, у антоновских их до 30. Благодаря сложной механике и виртуозному мастерству кукольника его подопечные творят в цирке настоящие чудеса.
— Любимчики у вас есть?
— Нет. Категорически! Иначе другие перестают работать. И тут ты сам виноват. Поэтому я никого из них не выделяю.
Фокус-покус
Номер с воздушной гимнасткой достаточно традиционен. Однако во всех остальных театрах куклу просто привязывают к кольцу, и она крутит сальто внутри него. У Антонова гимнастка неожиданно отрывается от точки опоры, кувыркается в воздухе и ловко возвращается на место. Это цирковой трюк в первую очередь для самого кукольника. Стоит ему чуть замешкаться или промахнуться на полсантиметра — кукла запутается в нитях, и номер погиб! Добавьте к этому потрясающую пластику марионетки, практически полностью имитирующую человеческие движения.
— Дело не только в сложности конструкции самой куклы, очень многое зависит от подвески, — пытается объяснить мастер. — Иногда на это уходит времени не меньше, чем на производство самой куклы. Бывает, что-то не получается, и ты перевязываешь, перевязываешь, играешь, потом опять перевязываешь, потому что не устраивает.
Летающий верблюд, извергающий настоящее пламя, всегда вызывает у публики целую бурю восторга. Малышня визжит от страха, взрослые не жалеют ладоней для аплодисментов.
— Я никак не могу понять, почему это имеет такой бешеный успех у публики? — пожимает плечами кукловод. — Это самая простая кукла, никаких особых трюков не делает.
— А чем он у вас плюется?
— Обычной детской присыпкой, которую раньше изготавливали. Сейчас это гомеопатическое средство, которое продается в гранулах, правда, для трюка в таком виде оно не годится. У нас подобного средства нет, но я приобрел его в Италии, так что запас имеется. Оно не просто дает огонь, получается очень яркая вспышка и целый клуб дыма. Ничто другое такого эффекта не дает.
За границей, где Антонов гастролирует, пожалуй, чаще, чем на родине, его называют волшебником. И неслучайно. Кукла-фокусник наливает из кувшина в вазу настоящую воду, и вырастает цветок. Факир глотает ножи: холодное оружие навсегда пропадает в толстопузом восточном госте. А силач, натужно поднимая штангу… краснеет.
— Ради этого, собственно, и задуман весь номер. Во Франции ко мне на спектакль пришли фокусники-иллюзионисты. После представления подбегает директор театра и просит: «Ради бога, расскажи, как он у тебя краснеет? Они не могут понять и замучили меня вопросами».
Словом, каждый номер в цирке Антонова неповторим. И это понятно всем без исключения — маленьким и большим, дилетантам и профессионалам. Именно поэтому на челябинских представлениях «Цирка на нитях» творилось что-то невероятное. Остается сожалеть, что чудо слишком быстро закончилось.
Виктор Антонов получил «Золотую маску» за сценографию спектакля «Ленинградка» в театре-студии «Куб». Как режиссер поставил спектакль «Кошка, которая…» и свою сольную программу «Цирк на нитях», с которой объездил полмира.
Подготовила Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Алексея ГОЛЬЯНОВА