Меню

НА ЗДОРОВЬЕ ОТ "ВЧ"

09.07.2010 09:28 226 (11359)

Под присмотром врачей

На озере Смолино действует единственный в своём роде Челябинский областной реабилитационный центр

На протяжении многих лет центр занимался реабилитацией людей, подвергшихся воздействию радиации, но два года назад учреждение поменяло профиль. Теперь здесь получают квалифицированную медицинскую помощь беременные женщины, больные сахарным диабетом и дети.

— В 2010 году на базе областного реабилитационного центра создана новая структура — амбулаторно-поликлиническое подразделение по оказанию психотерапевтической помощи, —поделилась радостной новостью Наталья Кирюшкина, заместитель главного врача по медицинской части.

Лечебная и спортивно-оздоровительная база учреждения позволяют оказывать целый спектр услуг для населения. Мы же остановимся на актуальном в летний период вопросе и расскажем об оздоровлении детей.

Начнём с того, что детский лагерь в Челябинском областном реабилитационном центре работает круглый год, то есть родители имеют возможность отправить сюда своих чад не только летом, но и в осенние, зимние и весенние каникулы. Смена длится 21 день. На сегодня в лагере отдыхают 285 детей от семи до 15 лет.

— Вообще, лагерь находится в ведомстве министерства здравоохранения Челябинской области, то есть финансируется из областной казны. В этом году мы выиграли конкурс управления социальной защиты Челябинска на оздоровление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поэтому принимаем 150 детей от Челябинска, — рассказал Эдуард Файзуллин, главный врач областного центра реабилитации.

Сироты, дети, находящиеся под опекой, и дети из малообеспеченных семей отдыхают бесплатно. Некоторые из них имеют целый ряд заболеваний, поэтому с каждым новичком, а также с его родителями обязательно общаются психологи и врачи, выявляя те или иные нарушения.

— У нас работают высококвалифицированные психотерапевты и медицинские психологи, — рассказал Михаил Беребин, главный внештатный психотерапевт министерства здравоохранения Челябинской области. — Центр является базой кафедры клинической психологии. Наши специалисты общаются с детьми, проводят с ними различные психологические тесты и выявляют индивидуальные особенности, нуждающиеся в коррекции. Например, отставание развития речи, гиперактивность и другие. Нарушения психологического развития формально входят в международную классификацию болезней, хотя это скорее индивидуальные варианты развития ребёнка.

В дальнейшем психологи работают с такими детьми индивидуально или в группах, но предварительно специалисты всегда спрашивают у родителей или опекунов согласия на это. Очень важно, что корректировка особенностей развития происходит в игровой форме, без применения медицинских препаратов. В ходе групповых занятий дети учатся фиксировать и удерживать внимание, отрабатываются поведенческие навыки и так далее.

Специалисты помогают и тем детям, у которых есть какие-либо соматические заболевания внутренних органов. Например, врачами была разработана программа для лечения желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), а также такие необычные программы, как «Спокойный ребёнок» и «Стройная фигура». Очень важно, что все специалисты работают комплексно, а не изолированно друг от друга. Это способствует наиболее эффективной реабилитации детей.

Военнослужащие части № 7438 помогают детям освоить навыки оказания первой медицинской помощи. Военно-патриотическому воспитанию детей в лагере уделяется особое внимание. Регулярно проводятся «Зарницы», тематические лекции и викторины по истории Челябинска, области. В центре подобраны и фильмы патриотического содержания, которые показывают детям. Всё лето работают спортивные и творческие кружки.

Ольга ТИТОВА
Фото Валерия БУШУХИНА

* * * * *

Союзный министр с Южного Урала

Первой женщине — министру здравоохранения СССР 6 июля исполнилось бы сто лет. Свою карьеру она начинала в Челябинской горбольнице

Министр смело заявила об опасности ядерных испытаний, предложила сократить штат кремлёвской больницы, многое сделала для здоровья женщин и детей. Мария Ковригина — первая женщина, после Александры Коллонтай, занявшая высокий пост в правительстве. В 32 года она стала заместителем наркома здравоохранения СССР, в 43 — министром здравоохранения страны. Союзное министерство Ковригина возглавила в 1954 году, на несколько лет раньше знаменитой Фурцевой. Наша землячка была не менее выдающейся женщиной.

От рядового врача до политического Олимпа

Мария Ковригина прошла путь от бедной крестьянской избы к одной из верхних ступеней политического Олимпа.

Она родилась 6 июля 1910 года в бедной многодетной крестьянской семье на Урале — в селе Троицком Катайской волости Камышловского уезда. В 13 лет девочка организовала первый пионерский отряд, занималась ликвидацией безграмотности. В начале 30-х годов по комсомольской путёвке её направляют на учёбу в Свердловск. Девушка становится студенткой медицинского института.

В 1936 году молодой врач по распределению попадает в Челябинскую горбольницу, где работает невропатологом. Вскоре её переводят в облздравотдел, а незадолго до войны — в обком партии.

С первых дней Великой Отечественной Ковригина — заместитель председателя Челябинского облисполкома. В это время особенно ярко проявился её организаторский талант.

На Урал пребывают тысячи людей: эвакуированные — из оккупированных фашистами областей, раненые — с фронта. Ковригина отвечает за приём и устройство эвакуированных, развёртывание госпиталей в Челябинской области. Работа продолжается почти круглосуточно. За первый год войны наша область приняла около 33 тысяч детей с территорий, захваченных врагом, и прифронтовых районов.

Они прибыли с детскими яслями и садами, интернатами и детдомами. Многие ребятишки приезжали с родителями, родственниками и другими близкими людьми. Их расселение, организация питания и медицинского обслуживания требует огромной энергии. Не менее ответственная задача — создание сети эвакогоспиталей. В течение 1941 — 1942 годов в регионе развёрнуто более 110 госпиталей в зданиях школ, санаториев, в домах отдыха и больницах.

О результатах работы Мария Дмитриевна дважды отчитывалась в Совнаркоме РСФСР. Её неординарные организаторские способности не остались незамеченными. В 1942 году Ковригину назначают заместителем наркома здравоохранения СССР, в 1950-м — министром здравоохранения России. В 1954 году она возглавила Минздрав СССР.

За деньгами — к Сталину

На этих постах Мария Дмитриевна много сделала для здравоохранения страны. Ещё шла война, а она уже думала, как поддержать беременных, многодетных и одиноких матерей. Именно по инициативе Ковригиной был подготовлен соответствующий указ, появилось почётное звание «Мать-героиня», ордена и медали для многодетных женщин.

К Ковригиной часто обращались как к последней инстанции. В конце 40-х в Институте биохимии Академии наук СССР внедряли новый метод исследования с помощью меченых атомов. Необходимый для этого прибор взялись изготовить в Вакуумном институте. Работа оценивалась в 100 тысяч рублей. Где взять средства? Директор Института биохимии академик Василий Орехович обратился за помощью к Ковригиной. Но министерские возможности были не безграничны. И Мария Дмитриевна решилась поговорить о проблеме со Сталиным. «Я имею право финансировать такие работы?» — спросил вождь. «Вы, товарищ Сталин, конечно, можете», — ответила Ковригина. Так в графе «заказчик» появилась подпись: Сталин.

Женщина-министр не стыдилась признавать и исправлять ошибки, допущенные, например, при объединении больничных и поликлинических учреждений. С докладом на эту тему она выступила на коллегии Министерства здравоохранения СССР.

С трибуны Верховного Совета СССР Ковригина смело критикует министров, не выполнивших план по строительству лечебных и детских учреждений, во всеуслышание заявляет о проблемах советского здравоохранения. Кстати, большинство из них остаются злободневными и в наше время.

Из стенографического отчёта заседания Верховного Совета СССР четвёртого созыва (апрель1954 года): «В ряде больниц больные размещены в коридорах. Сотни матерей не могут поступить на работу только по той причине, что нет возможности поместить ребёнка в ясли. В настоящее время мы не можем полностью укомплектовать учреждения здравоохранения, как врачами, так и средними медицинскими работниками, —говорит министр здравоохранения.

— Число врачей на селе вследствие большой текучести не увеличивается. Мы просим руководителей местных советских и партийных органов создать молодым врачам необходимые жилищно-бытовые условия и тем самым способствовать их закреплению… Министерство здравоохранения СССР всё ещё не обеспечивает полностью лечебные учреждения и население очень важными медикаментами».

В середине 50-х годов в СССР происходит переход от платного к безвозмездному донорству. Пример подаёт министр здравоохранения страны. В 1956 году она бескорыстно сдаёт кровь. Вслед за ней на станции переливания крови последовали тысячи добровольцев.

На историческом XX съезде КПСС, осудившем культ личности, министр Ковригина рассказала о проблемах, волнующих работников здравоохранения и представителей медицинской науки. Особое внимание она обратила на необходимость государственных мероприятий по охране здоровья женщин, на снижение детской смертности. На этом съезде её избрали членом Центрального комитета партии, что помогло в дальнейшем воплотить в жизнь важнейшие мероприятия в области здравоохранения. Например, вскоре после съезда женщинам увеличили декретный отпуск с 77 до 112 дней.

На острие проблем

В 1957 году на сессии Верховного Совета СССР Ковригина с фактами в руках рассказала об истинном положении дел с туберкулёзом. Проблема замалчивалась в стране победившего социализма. Принципиальные выступления министра в дальнейшем привели к тому, что в стране был принят ряд документов, направленных на реальное снижение заболеваемости. В частности, устанавливалась обязательная госпитализация больных с открытой формой туберкулёза и первоочередное предоставление им изолированной жилплощади. Удлинились сроки лечения больных в туббольницах и санаториях, стали создаваться крупные противотуберкулёзные диспансеры со стационаром.

Однако острые выступления Ковригиной раздражали партийную номенклатуру, вызывали возмущение чиновников. Так, в апреле 1954 года на заседании Верховного Совета СССР министр здравоохранения озвучивает серьёзную экологическую проблему: «Нефтеперерабатывающие заводы сбрасывают в Волгу большое количество сточных вод, содержащих нефтепродукты. В результате в 1952 и 1953 годах наблюдались неоднократные случаи массовой гибели рыбы в Волге, а выловленная рыба имела запах и привкус керосина. Спрашивается, когда же, наконец, промышленные министерства прекратят загрязнять водоёмы, наносить ущерб народному хозяйству?»

Это не понравилось руководителям промышленных предприятий и ведомств. Оратора провожали со сцены неодобрительным гулом. Позднее Ковригина вспоминала, как села на своё место в полушоковом состоянии, а сидевший рядом Александр Фадеев заметил: «Не понимаю, что они шумят? Вы подняли очень важный вопрос. Я на эту тему пишу роман».

«Видела, как убивает радиация»

Вскоре Мария Дмитриевна открыто заявляет о вреде ядерных испытаний, об опасности радиации для здоровья людей: «Я своими глазами видела, как убивает радиация. От лучевой болезни умирал атомный министр Малышев. Мучительно. «Ковригина, ну сделай же что-нибудь!» — просил он в больничной палате. А что я могла сделать?»

В 50-е годы на полигонах на Новой Земле и в Семипалатинске под завесой секретности проходят испытания ядерного оружия. Но Минздрав поднимает тревогу. На Семипалатинский полигон прилетает министр здравоохранения СССР, следом — бригада специалистов Минздрава. Ковригина находит в себе мужество и докладывает об истинном положении дел в ЦК партии. После катастрофы на «Маяке» она в составе столичной делегации пребывает на место трагедии, пытается помочь пострадавшим. Но ей не дают этого сделать. Напротив, несговорчивый министр всё больше раздражает главу государства.

В 1957 год на Президиуме ЦК КПСС Хрущёв заявляет: «Ковригина незрелый коммунист. Я ей не доверяю. Она говорит, что людям на голову сыплются тонны золы и пыли, отравляющие воздух и воды». На это министр ответила: «Если Президиум ЦК КПСС мне не доверяет, вопрос решается очень просто». Говорить это Хрущёву было опасно, но он не уволил Ковригину — слишком высок был её авторитет.

Однако ей запрещают доступ к статистической информации. Например, чтобы получить цифры по детской смертности в СССР, пришлось обращаться к Суслову. Этот человек производил на Марию Дмитриевну неприятное впечатление, но она собралась с духом, поехала к нему на приём. Доказала, что без этих сведений не может работать. И он дал разрешение.

Мария Дмитриевна успела сообщить секретные данные: о радиоактивной загрязнённости самого престижного курорта страны Сочи — результат ядерных испытаний на военных полигонах Советского Союза. Назрел очередной скандал. Персональное дело Ковригиной рассматривали в ЦК.

Последняя попытка

Но и это не остановило честного министра. Вскоре она предложила урезать расходы и сократить на 490 единиц штат знаменитого Четвёртого управления Минздрава СССР. Такую же записку, адресованную в ЦК КПСС, министр подготовила по санаторию «Барвиха». Эти инициативы не понравились многим партаппаратчикам, вызвали недовольство в правительстве. Попытка замахнуться на «святое», на блага коммунистов-руководителей, оказалась последней. Ковригину освободили от занимаемой должности.

После отставки, весной 1959 года, она возглавила Центральный институт усовершенствования врачей. В должности ректора проработала 27 лет. Помимо организаторской деятельности занималась научной работой. Ковригина — автор более 200 научных трудов, многие из которых изданы за рубежом, переведены на 20 языков народов мира. Гонорары за книги она переводила на счёт детских домов.

В 1986 году в возрасте 76 лет Мария Дмитриевна вышла на пенсию. Два года спустя, когда произошло страшное землетрясение в Спитаке, она отправила свои сбережения пострадавшим в Армении.

По воспоминаниям дочери, художницы Татьяны Ковригиной, Мария Дмитриевна «была строга и требовательна, наряду с этим в мягкости и сердечности её убедилось немало людей».

Она сочетала в себе глубокие знания учёного с энергией талантливого организатора и лучшие человеческие качества: скромность, честность, порядочность, обаяние. Это сделало её популярной за рубежом. Среди её подруг были бельгийская королева Елизавета, Индира Ганди, Элеонора Рузвельт, французская учёная, физик Эжени Коттон, Долорес Ибаррури и другие.

Мария Ковригина умерла в 1995 году. За свою большую жизнь она была награждена орденами Ленина, Октябрьской революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе «За оборону Ленинграда». Этой медалью за помощь ленинградским детям-блокадникам она особенно дорожила. Кроме советских наград Ковригина удостоена высоких знаков отличия других стран, в частности Командорского Креста ордена «Возрождение Польши».

В Челябинском городском музее медицины представлена постоянная экспозиция, посвящённая Марии Ковригиной. Ровно пять лет назад к 95-летию Ковригиной на здании музея появилась мемориальная доска. Её автор — народный художник России Вардкес Авакян.

В этом году челябинцы отметят столетний юбилей Ковригиной. В городском музее медицины соберутся люди, хорошо знающие Марию Дмитриевну. На день рождения своей знаменитой землячки обещают приехать сотрудники музея, созданного на родине Марии Дмитриевны.

Подготовила Наталья ФИРСАНОВА

Редакция благодарит директора Челябинского городского музея истории медицины, заслуженного врача России Израиля Моисеевича Матовского за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации.

 

<


Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»