Меню

Счастье за деньги

09.12.2009 10:58 166 (11299)


Странную комедию предлагают зрителям в Камерном театре

«Почему опять «Амилькар»? — мучаюсь вопросом, отправляясь на показ в Камерный театр. Всего пару месяцев назад премьеру этой французской пьесы отыграли в театре драмы, теперь свой вариант предлагают режиссёр-постановщик Олег Хапов и труппа Камерного театра.

Пьеса Ива Жамиака «Мсье Амилькар, или Человек, который платит» ещё в 80-х годах прошлого столетия попала на сценические просторы России. Старая история о том, как богатый господин за деньги решил купить себе семью, любовь и дружбу, зачитана до дыр ещё советским театром.

До последнего времени челябинским театрам удавалось счастливо избегать участи коллег. И вдруг — сразу две версии.

Кто виноват и что делать?


По признанию Олега Хапова, он давно мечтал поставить эту пьесу, а репетиции начались ещё год назад. Знаю.

Идеи буквально витают в воздухе и имеют свойство проявляться одновременно у нескольких людей. Верю.

Но почему именно эта затёртая пьеса до сих пор так привлекает режиссёров? Не понимаю.

Неужели всё определяется банальным коммерческим подходом — зритель доволен и касса не пустует? Вопрос адресую режиссёру.


Большинство людей искренне считают, что в случившемся виноваты все вокруг, кроме них самих.



— Это лишь на первый взгляд пьеса производит впечатление лёгкого, коммерческого проекта, — убеждён Хапов. — Актёры, кстати, тоже отнеслись к ней подобным образом, пока не начали работать. На самом деле в ней заложена очень глубокая тема — неспособность человека «отпустить» своё прошлое.

15 лет герой жил счастливо, когда это всё разрушилось, он попытался существовать иначе и — не смог. Тогда он решил взять реванш — за деньги восстановить прошлую жизнь, с небольшими поправками жизненного сценария.


За звонкую монету рогоносец получает верную жену, неудавшийся отец — любящую дочь, обманутый друг — преданного товарища. Тема купли-продажи любви за деньги стара как мир.

Давно стала прописной истиной и мысль о том, что с чувствами нельзя играть, они не поддаются никакой режиссуре. Во всей этой истории, благополучно раскручивающейся к хэппи-энду (героиня действительно влюбляется в мсье, который платит ей деньги, «друг» искренне благодарен Амилькару за то, что стал известным художником), есть только один камень преткновения — финальный выстрел.


— Большинство людей искренне считают, что в случившемся виноваты все вокруг, кроме них самих, — рассуждает режиссёр. — Так и наш герой.

Реанимируя прошлое, он пытается поменять обстоятельства, людей, но не себя. Это оказалось выше него.

Чтобы измениться, он должен родиться заново, для этого нужно распроститься со вчерашним и жить сегодняшним днём.

Выстрел в темноте

Все персонажи этой семейной пьесы приняли условия игры, все они прошли путь от ненависти к любви, от неприязни к сочувствию, от наигрыша к искренности. Все они, несмотря на внутреннее сопротивление, смогли парадоксальным образом измениться, причём измениться к лучшему.

Все, кроме главного героя, который так и остался на своём незыблемом островке прошлой жизни посреди бурно меняющегося настоящего.


— Саморефлексия — свойство думающего человека, — убеждён Олег Хапов. — Мы либо строим планы на будущее, либо переживаем уже прожитое.

Жить настоящим оказывается не так уж легко. Герой не может принять настоящую, искреннюю и любящую Элеонору, поэтому Амилькар стреляется.


И всё-таки режиссёр оставляет финал открытым. Реплика Элеоноры: «Вас нужно застрелить» звучит не как приговор, скорее как подсказка герою, чтобы выпутаться из очередной ситуации.

Выстрел звучит в темноте, и его вполне можно считать и завершением пути, и отсчётом нового времени.


«Человек, который платит» типичная трагикомедия, где зритель от души хохочет, пока не дойдёт до сути. Театр определяет жанр несколько иначе — странная комедия, возможно именно из-за концовки.

В пьесе действительно достаточно много странного: странный сюжет, странный герой, поэтому вполне логичен и странный финал.

Подготовила Виктория ОЛИФЕРЧУК