Правда жизни на театральной сцене
Сегодня в Камерном театре премьера спектакля «Паника. Мужчины на грани нервного срыва»
Обычно пьесу выбирает режиссёр. Он же занимается и распределением ролей.
В этой истории всё получилось по-другому. Пьесу выбрали зрители, они же решили попробовать себя в качестве актёров.
А потом пришли в Камерный театр и сказали: «Мы хотим играть на вашей сцене. Дайте нам режиссёра!»
Приблизительно так начался этот своеобразный творческий эксперимент. А на самом деле просто сошлись вместе три составляющих будущего спектакля: пьеса, режиссёр и актёры-непрофессионалы.
Эксперимент получился настолько же интересный, насколько и рискованный.
Кто не рискует, тот не пьёт шампанское
— Олег, не боитесь конкуренции со стороны столичных знаменитостей? — в лоб спрашиваю у режиссёра-постановщика Олега Хапова. — Баргман уже поставил пьесу Мики Мюллюахо «Паника.
Мужчины на грани нервного срыва» в «Белом театре». Отзывы самые положительные, спектакль даже выдвигался на «Золотую маску».
Совсем недавно «Квартет И» привёз в Челябинск «Разговоры мужчин среднего возраста…», основа спектакля другая, но тема одна. Вы тоже решили порассуждать о кризисе среднего возраста?
— Значит проблема оформилась где-то наверху, — Хапов иронично возводит руки вверх и продолжает уже более серьёзно, — а потом нашла отражение сразу в нескольких местах, причём я не думаю, что только в трёх, резонанс будет значительно шире. Пьеса интересная, очень сценичная, игровая.
Уверен, её многие будут играть, и её нужно играть. Сейчас в обществе наступил сложный момент: врать-то нельзя дальше, потому что заврались все, а как не врать, никто не знает.
И в первую очередь это коснулось мужчин, которые по жизни главные врали и мюнхгаузены. Пора разбираться и выбираться из-под этого завала, пьеса Мюллюахо именно об этом.
Здесь даже не проблема кризиса среднего возраста, а вопрос ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
— Почему вы согласились работать с непрофессионалами?
— Мы изначально ставили задачу, что эта история происходит с мужиками с улицы. Да, пьесу можно было поставить и с профессиональными актёрами.
Профессионалам не нужно объяснять многие вещи, они понимают, что называется, с полуслова и выполняют это в каждом спектакле. Но понимаете, в чём дело…
Актёр — это человек, грубо говоря, хорошо обученный врать. И чем меньше зритель видит подобное мастерство, тем лучше актёр.
Наши исполнители не обучены, зато искренни. И это как раз совпадает с темой спектакля.
Финская пьеса плюс русский менталитет
По сюжету трое 40-летних мужчин собираются, чтобы помочь одному из них разобраться с личными проблемами, в результате которых он просто впал в ступор. Если вы думаете, что герою пришлось пережить бурный скандал, а затем недельный запой, то ошибаетесь.
В финском варианте мотивация поступков гораздо тоньше и интеллигентнее: жена всего-то попросила главного героя «расставить приоритеты в жизни». Это высказывание не просто поставило мужчину в тупик, но довело до истерики, практически до слёз.
К слову, подобная ситуация, впрочем, как и последующая реакция, довольно плохо сочетается с традиционными русскими способами зарабатывания и разрешения проблем. Здесь главное помнить, что речь идёт о финских мужчинах, которые регулярно посещают психоаналитика, и вопросы жены у них рождают не ответное «Отстань!», а мучительные раздумья о смысле бытия.
Однако челябинские неофиты (так окрестили новоиспечённых артистов) не собираются из себя кого-то изображать, они ищут собственные параллели с персонажами, скрытые или явные, и действительно находят. «Для меня этот спектакль, эта пьеса ценна тем, что здесь не только кризис среднего возраста, сколько человека, мужчины вообще.
Взаимоотношения с мамой, любимой, друзьями — всё это не зависит от возраста. Другое дело, что к 40 годам проблемы накапливаются.
Но в принципе они существуют всегда», — считает самый молодой исполнитель Дмитрий Бочко.
«А судьи кто?»
— Олег, на кого рассчитан спектакль? — по окончании репетиции мы продолжаем разговор с режиссёром спектакля.
— Этот спектакль для женщин.
Была бы моя воля, я бы на афише написал: «Вход только для женщин». Давно известно, что мужчины и женщины — две разных вселенных, поэтому мне хочется, чтобы прекрасный пол, наконец-то, нас хоть немного понял.
— С точки зрения прекрасного пола «Паника» свидетельствует об исчезновении мужчин как вида. Скандалы, истерики, слёзы — как-то всё не по-мужски.
Чего только стоит признание главного героя, что он хочет быть похожим на Джулию Робертс! Это ведь практически полная капитуляция.
— Если бы из этой истории был выход на завод переработки мусора, то тогда можно говорить, что феминизм победил. А если с мужиков счищать ракушки и запускать в новое плавание — получается совершенно другая история.
Я считаю, что здесь нужно говорить о равновеликости в жизни — и мужчин, и женщин.
Однако сколько бы ни говорил о своей задумке режиссёр, главное, как её воспримет публика. Смогут ли слишком молодые и неопытные актёры пройти подобное испытание и достучаться до зрителей?
Это решится на премьере. 2 и 7 октября пройдут первые показы, которые и определят дальнейшую судьбу проекта.
Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Фото Валерия БУШУХИНА.