Меню

Правда жизни на театральной сцене

02.10.2009 18:05 147 (11280)


Сегодня в Камерном театре премьера спектакля «Паника. Мужчины на грани нервного срыва»

Обычно пьесу выбирает режиссёр. Он же занимается и распределением ролей.

В этой истории всё получилось по-другому. Пьесу выбрали зрители, они же решили попробовать себя в качестве актёров.

А потом пришли в Камерный театр и сказали: «Мы хотим играть на вашей сцене. Дайте нам режиссёра!»

Приблизительно так начался этот своеобразный творческий эксперимент. А на самом деле просто сошлись вместе три составляющих будущего спектакля: пьеса, режиссёр и актёры-непрофессионалы.

Эксперимент получился настолько же интересный, насколько и рискованный.

Кто не рискует, тот  не пьёт шампанское


— Олег, не боитесь конкуренции со стороны столичных знаменитостей? — в лоб спрашиваю у режиссёра-постановщика Олега Хапова. — Баргман уже поставил пьесу Мики Мюллюахо «Паника.

 Мужчины на грани нервного срыва» в «Белом театре». Отзывы самые положительные, спектакль даже выдвигался на «Золотую маску».

Совсем недавно «Квартет И» привёз в Челябинск «Разговоры мужчин среднего возраста…», основа спектакля другая, но тема одна. Вы тоже решили порассуждать о кризисе среднего возраста?


— Значит проблема оформилась где-то наверху, — Хапов иронично возводит руки вверх и продолжает уже более серьёзно, — а потом нашла отражение сразу в нескольких местах, причём я не думаю, что только в трёх, резонанс будет значительно шире. Пьеса интересная, очень сценичная, игровая.

Уверен, её многие будут играть, и её нужно играть. Сейчас в обществе наступил сложный момент: врать-то нельзя дальше, потому что заврались все, а как не врать, никто не знает.

И в первую очередь это коснулось мужчин, которые по жизни главные врали и мюнхгаузены. Пора разбираться и выбираться из-под этого завала, пьеса Мюллюахо именно об этом.

Здесь даже не проблема кризиса среднего возраста, а вопрос ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.


— Почему вы согласились работать с непрофессионалами?


— Мы изначально ставили задачу, что эта история происходит с мужиками с улицы. Да, пьесу можно было поставить и с профессиональными актёрами.

Профессионалам не нужно объяснять многие вещи, они понимают, что называется, с полуслова и выполняют это в каждом спектакле.  Но понимаете, в чём дело… 

Актёр — это человек, грубо говоря,  хорошо обученный врать. И чем меньше зритель видит подобное мастерство, тем лучше актёр.

Наши исполнители не обучены, зато искренни. И это как раз совпадает с темой спектакля.

Финская пьеса плюс русский менталитет


По сюжету трое 40-летних мужчин собираются, чтобы помочь одному из них  разобраться с личными проблемами, в результате которых он просто впал в ступор. Если вы думаете, что герою пришлось пережить бурный скандал, а затем недельный запой, то ошибаетесь.

В финском варианте мотивация поступков гораздо тоньше и интеллигентнее: жена всего-то попросила главного героя «расставить приоритеты в жизни». Это высказывание не просто поставило мужчину в тупик, но довело до истерики, практически до слёз.

К слову, подобная ситуация, впрочем, как и последующая реакция, довольно плохо сочетается с традиционными русскими способами зарабатывания и разрешения проблем. Здесь главное помнить, что речь идёт о финских мужчинах, которые регулярно посещают психоаналитика, и вопросы жены у них рождают не ответное «Отстань!», а мучительные раздумья о смысле бытия.

Однако челябинские неофиты (так окрестили новоиспечённых артистов) не собираются из себя кого-то изображать, они ищут собственные параллели с персонажами, скрытые или явные, и действительно находят. «Для меня этот спектакль, эта пьеса ценна тем, что здесь не только кризис среднего возраста, сколько человека, мужчины вообще.

Взаимоотношения с мамой, любимой, друзьями — всё это не зависит от возраста. Другое дело, что к 40 годам проблемы  накапливаются.

Но в принципе они существуют всегда», — считает самый молодой исполнитель Дмитрий Бочко.

«А судьи кто?»


— Олег, на кого рассчитан спектакль? — по окончании репетиции мы продолжаем разговор с режиссёром спектакля.
— Этот спектакль для женщин.

Была бы моя воля, я бы на афише написал: «Вход только для женщин». Давно известно, что мужчины и женщины — две разных вселенных, поэтому мне хочется, чтобы прекрасный пол, наконец-то, нас хоть немного понял.


— С точки зрения прекрасного пола «Паника» свидетельствует об исчезновении мужчин как вида. Скандалы, истерики, слёзы — как-то всё не по-мужски.

Чего только стоит признание главного героя, что он хочет быть похожим на Джулию Робертс! Это ведь практически полная капитуляция.


— Если бы из этой истории был выход на завод переработки мусора, то тогда можно говорить, что феминизм победил. А если с мужиков счищать ракушки и запускать в новое плавание — получается совершенно другая история.

Я считаю, что здесь нужно говорить о равновеликости в жизни — и мужчин, и женщин.

Однако сколько бы ни говорил о своей задумке режиссёр, главное, как её воспримет публика. Смогут ли слишком молодые и неопытные актёры пройти подобное испытание и достучаться до зрителей?

Это решится на премьере. 2 и 7 октября пройдут первые показы, которые и определят дальнейшую судьбу проекта.


Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Фото Валерия БУШУХИНА.