Меню

Ольга Пона: «Личность и талант заменить нельзя»

22.05.2007 00:00 91 (10726)


Сегодня в Перми состоится российская премьера спектакля челябинского театра современного танца «Другая сторона реки» в постановке Ольги Пона. Европейская премьера балета прошла в Париже. Дальше были Голландия, Германия, Литва. В понедельник, 28 мая, новую постановку Ольги Пона увидят челябинские зрители на сцене академической драмы.

География премьерных показов объясняется просто. Спектакль сделан в Европе на деньги трех сопродюсеров. Желая увидеть чисто русский продукт со свойственным ему национальным колоритом, они поставили хореографу единственное условие — премьеру показать в Париже.

Еще одна просьба поступила Ольге Пона от организаторов традиционного и очень престижного фестиваля «Дягилевские сезоны», который проходит в эти дни в Перми. Они попросили устроить российскую премьеру в дни фестиваля. Это несложное условие челябинцы выполнили.

О чем же спектакль, который так трепетно ждали в Европе? По словам Ольги Пона, в нем есть некая история, которая не будет рассказана буквально — только фрагментами. Поэтому зритель может составить свою последовательность событий, эмоциональных состояний, имиджей, картинок. И все же мне захотелось узнать, какой сюжет представляла хореограф, ставя свой новый спектакль.

Из жизни 60-х

— Это история двух молодых парней, которые работают в химчистке, помогая матери, — рассказывает Ольга Пона. — Они живут в маленьком поселке, с утра до вечера гладят одежду, сдаваемую посетителями крупного отеля, расположенного на противоположном берегу реки.

Однажды юноши решают взять «напрокат» нарядные вещи, которые имеются в химчистке, раздать их своим друзьям и сходить с девчонками на танцы. Разумеется, на танцах происходит драка, домой они добираются поздно ночью, вплавь...

Действие спектакля происходит в 60-е годы. Поэтому хореограф использует музыку из кинофильмов «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и других популярных картин. Это просто цитаты, которые относят нас к тому времени. Так же, как и нейлоновые рубашки с цветами и загогулинками, только появляющимися первыми джинсами.

Эти напоминания дают ощущение эпохи — как люди выглядели, какую музыку слушали. В спектакле нет привычных декораций. Рассказать историю помогают несколько объектов — гладильные доски, катающиеся сами по себе, дымящиеся утюги. И все, что происходит на сцене, каждый человек, сидящий в зале, воспринимает по-своему.

Театр, не имеющий вешалки

Как выяснилось, нынешний сезон для театра современного танца прошел в разъездах. Несколько дней назад артисты приехали из Литвы. Сегодня выступят в Перми, а уже через неделю поедут в Прагу, потом в Мадрид, побывают в Америке.

— Мы едем из одной страны в другую, не заезжая в Россию, — пять фестивалей подряд, — говорит Ольга Пона. — Кто-то может подумать, что это увлекательная прогулка.

На самом деле все не так празднично. Переключаясь через несколько часовых поясов на другой режим работы, мы таскаем на себе декорации, сами монтируем спектакли. Танцоры работают на сцене физически, как шахтеры. Поэтому домой мы приезжаем усталые, разбитые. Конечно, работа тяжелая. Но она дает удовлетворение, ощущение наполненности жизни и собственной полезности.

— Из труппы ушел ведущий танцовщик Владимир Голубев. Ему нашли замену?

— Каждый актер, танцовщик одарен и индивидуален. Замены нет ни одному, потому что личность и талант отдельно взятого человека заменить нельзя. Тем не менее все спектакли репертуара сохранены. Володя Голубев теперь работает как самостоятельный художник. Когда он выступал у нас как танцовщик, у него был свой коллектив, он ставил спектакли как хореограф. Володя — очень талантливый человек, многосторонне одаренная личность. Поэтому его уход закономерен.

— У театра нет собственной сценической площадки. Как решаете проблему?

— Мы арендуем помещение для репетиций — спортивный зал теплотехнического института. Конечно, хотелось бы иметь репетиционный зал постоянно, а не на четыре часа аренды. Тогда бы можно было сделать душ, туалеты. Но содержать собственную сценическую площадку, думаю, очень трудно.

Чтобы ее окупать, нужно интенсивно показывать спектакли. А репертуар у нас не столь обширен. Можно положить жизнь на то, чтобы добиться собственного помещения, а можно заниматься творчеством, создавать репертуар. Я предпочитаю второе.

— Жаль только, что театр, столь востребованный в России и за рубежом, редко выступает в Челябинске.

— Если бы цена аренды была не слишком высокой, выступали бы чаще. Мы благодарны театру драмы, который нам предоставляет бесплатно, просто на дружеских основаниях, уникальную площадку. Вчера мы показали два камерных спектакля в «Манекене».

Большое им спасибо. Я бы хотела сказать о другом. На самом деле нам очень повезло. Мы являемся городским театром, который содержит и финансирует муниципалитет. Такой статус имеют единицы. Многие труппы современного танца в России и за рубежом работают на чистом энтузиазме.

У них нет социальной защиты, артисты не могут рассчитывать на пенсию, хотя всю жизнь работают. К счастью, нам не нужно преодолевать особых препятствий, не надо бороться с устаревшими традициями. Искусство современного танца молодо, и традиции создаем мы сами.

Татьяна МАРЬИНА.
Фото Урсулы КАУФМАН (Германия).